Проектно - исследовательская деятельность
Основные этапы проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Структура проектной деятельности |
Структура учебно-исследовательской деятельности |
1. Постановка проблемы |
1. Постановка проблемы |
2. Тема проекта |
2. Тема проекта |
3. Цель проекта |
3. Цель проекта |
4. Задачи проекта |
4. Задачи проекта |
5. План работы |
5. Гипотеза |
6. Выполнение работы |
6. Методы |
7. Продукт проекта |
7. План работы |
8. Итог проекта (рефлексия) |
8. Выполнение работы |
9. Защита проекта |
9. Продукт проекта |
10. Итог проекта (рефлексия) |
|
11. Защита проекта |
Этапы работы над проектом
№ |
Этап |
Характеристика |
1. |
Подготовительный |
Подбор необходимого для предварительного изучения материала. Предварительная формулировка темы проекта. |
2. |
Постановка проблемы и формулировка темы проекта |
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта. |
3. |
Определение целей и задач проекта |
Цель проекта определяет наиболее значимый вопрос из из ряда поставленных проблемных вопросов. Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
В защите проекта задачи обязательно озвучиваются. |
4. |
План работы и его реализация |
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), необходимо |
выбрать методы исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
|
||
5. |
Продукт проекта |
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Продукт проекта, должен быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта. Таким образом, продукт проекта - это материали- зованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни. |
6. |
Защита проекта |
В защите проекта отражается взаимосвязь методов и поставленных задач, практическая реализация задач. Четко озвучиваются итоги и практическая значимость проекта. Нужность моделирования с разъяснением правомерности. Если проект групповой или был таковым в начале работы, то выступающий обязательно должен обозначить это и рассказать о личном вкладе. |
7. |
Выводы (итог) проекта |
На этом этапе происходит подведение итогов: смог/не смог добиться поставленной цели, анализ результатов, удовлетворенности работой, подтвердилась/ не подтвердилась гипотеза (при наличии), довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее. |
Этапы Этапы работы над учебным исследованием
№ |
Этапы работы |
Характеристика |
1. |
Предварительный (подготовительный) |
Диагностика знаний, навыков и умений; личный интерес и мотивация к исследовательской деятельности. |
2. |
Выбор проблемы и темы исследования |
Умение видеть проблему, противоречия, недостающий материал для изучения предмета, темы. Определение и обсуждение проблемных вопросов. Выбор темы исследования. Темы:
|
собственных наблюдений и экспериментов. Тема и проблема должны быть актуальны и интересны не только ученику, но и общественности. |
||
3. |
Изучение научной литературы |
Составление библиографии по теме. Выделение главной мысли, формулировка тезисов, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ с руководителем исследовательской работы |
4. |
Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов |
Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно, используемые при ее формулировке понятия логически связаны. Гипотеза содержать предположение, соответствовать теме и фактам, должна быть проверяемой. При формулировке гипотезы можно использовать словесные конструкции: «если …, то …», «так …, как …», «при условии, что…» и т.д. Цель – конечный результат, который хотел бы получить исследователь в соответствии с темой. Задачи – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи определяют план работы. Типы задач:
Методы – способы достижения цели:
|
5. |
Сбор материала |
Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. |
6. |
Обработка полученного материала |
Статистическая обработка полученного материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. |
7. |
Формулирование выводов |
Систематизация и обобщение результатов работы |
8. |
Написание учебно- исследовательской работы |
Написание текста исследовательской работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Оформления сносок и т.д. Редактирование и оформление работы. |
9. |
Защита (презентация) результатов работы |
Подготовка устного публичного выступления, презентации работы, в т.ч. компьютерной, наглядной. Представление работы на разных уровнях (классном, НПК школьной, районной и т.д.). |
10. |
Рефлексия (Оценка работы) |
Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов |